ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Kievtown.net

Туристический портал для путешествующих в Киев


     

ХРАМЫ И СОБОРЫ:

Александровский костел

Андреевская церковь

Владимирский собор

Киево-Печерская Лавра

Михайловский собор

Николаевский костел

Софиевский собор

 

Реклама

Кирилловская церковь в Киеве

 

Адрес: ул. Елены Телиги, 12

Время работы: с 10:00 до 17:30, в четверг до 16:30, выходной – пятница

Как добраться до Кирилловской церкви: ближайшая ст. метро – Петровка. Дальше ехать на троллейбусе или автобусе в направлении улиц Фрунзе и Елены Телиги

Кирилловская церковь

Музей Кирилловская церковь, памятник архитектуры 12 века, входит в состав музея-заповедника София Киевская. Расположена Кирилловская церковь на северо-западе исторического центра Киева, в Дорогожичах. Сейчас – это место между улицами Фрунзе, Е. Телиги и Подольским спуском (не путать с Подолом). Церковь стоит на высоком холме, а прямо у его подножия находится остановка общественного транспорта.

Название Дорогожичи имеет давнюю историю. Когда-то в этом месте сходились главные дороги, ведущие в Киев, которые имели стратегическое значение. По свидетельствам историков, на земле Дорогожичей было пролито крови так много, как ни в каком другом месте в Киеве. Не раз эта местность становилась полем сражения за свободный путь в великий стольный град.

Кирилловская церковь была построена в 1140-1167 годах. За все время своего существования храм ни разу не разрушался, а только частично перестраивался, постепенно соединив в себе несколько архитектурных стилей: византийский, старорусский и украинское (мазепинское) барокко. Именно с этого места черниговский князь Всеволод Ольгович в 1139 году захватил Киев во время междоусобной борьбы за власть в Киеве.

Если по поводу даты строительства Кирилловской церкви летописи единодушны, то в отношении его основателя версии расходятся. Древние источники называют три имени: Марии Казимировны – дочери короля Польши Казимира Справедливого, являвшейся женой черниговского князя Всеволода Чермного, среднего сына князя Святослава; Марии Мстиславовны – жены Всеволода Ольговича, и самого князя Всеволода Ольговича.

Более поздние исследования и анализ документальных источников позволили исключить Марию Казимировну из возможных основателей храма, т.к. она прибыла в Киев в 1179 году, когда церковь уже была построена. О какой же Марии говорилось в летописи? Скорее всего, это была Мария Мстиславовна. По мнению части ученых, именно она, овдовев, построила Кирилловский храм, где и была после своей смерти в 1179 году погребена.

Существует и ещё одна трактовка Ипатьевской летописи. В ней упоминается местность под названием Желянь, которая примыкала к Дорогожичам, а также говорится о том, что в этом месте находился Всеволодов монастырь, при этом указываются 1167 год. Известно, что именно здесь в 1139 году располагался князь Всеволод со своей дружиной в ожидании ответа на требование, выдвинутое князю Вячеславу уступить Киев. Вячеслав исполнил требование соперника и в 1140 году Всеволод взошел на Киевский престол.

Никаких точных указаний на то, что именно Всеволод велел выстроить на этом месте храм в летописях нет, но историки предполагают, что, вероятнее всего, князь Всеволод Ольгович решил выстроить собор в этом месте. Ведь именно оно было свидетелем судьбоносного события - победы над соперниками из рода Мономахов, поэтому, здесь князь построил свой фамильный монастырь с церковью, и назвал его в честь своего святого покровителя – александрийского архиепископа Кирилла. Помимо всего прочего, здесь, на окраине Киева, ни до 1139 года, ни несколько десятилетий спустя не было ни одной церкви или монастыря кроме Кирилловского.

Кирилловская церковь

После кончины князя Всеволода в 1146 году его похоронили в Борисоглебском соборе, т.к. строительство Кирилловской церкви было еще не закончено. И именно тогда в судьбе Кирилловского монастыря стала принимать участие Мария Мстиславовна – вдова князя, пережившая его на 33 года. Несмотря на то, что в летописи говорится "юже бо сама создала", она именно закончила строительство собора, в противном случае, собор, о котором упоминается в Ипатьевской летописи 1167 года называли бы Марииным, а не Всеволодовым. Возможно и то, что князь Всеволод основал монастырь, а Мария – Кирилловский собор. Известно, что в это время культ Кирилла и Афанасия был еще мало распространен на территории Руси, но именно святой Кирилл считался покровителем князя Всеволода Ольговича. Кроме того, анализ сохранившихся фресок 12 века, (росписи средней клети храма на южной стене) позволяет говорить о том, что Мария не претендовала на роль основательницы храма, а считала себя скромной продолжательницей начатого мужем дела.

Более пяти десятилетий Кирилловский храм был привилегированной обителью. Для представителей княжеского рода Ольговичей он играл роль загородной резиденции и усыпальницы. Именно здесь в 1194 году был похоронен герой Слова о полку Игоревом - киевский князь Святослав.

В 1240 году, когда вся территория Руси находилась под гнетом монголо-татарских захватчиков, Кирилловский монастырь уцелел, скорее всего, благодаря своей удаленности от центра. Но, несмотря на то, что, к счастью, храм не был разрушен, он подвергся разграблению, получил серьезные повреждения купол и притвор, была сорвана свинцовая крыша собора. На долгие годы Кирилловская церковь осталась без кровли. Уникальные фрески и сами стены храма подвергались разрушительному воздействию осадков и ветров. Более чем три сотни лет Кирилловский храм не упоминался в летописях, и лишь в 1530 году можно встретить его название после длительного перерыва.

О сохранении земельных угодий монастыря настоятели того времени не особо заботились, и некогда влиятельная обитель стремительно утрачивала и свое влияние и свои земли. В период правления короля Сигизмунда II Августа, в 1565 году, все земельные угодья Кирилловского монастыря были переданы во владение Десятинной церкви.

В первой половине 17 века Кирилловский монастырь начинает возрождаться. Это происходит во многом благодаря князю Константину Осторожскому – влиятельному на то время деятелю и ревностному стороннику православия. В 1605 году князь вызвал из своего имения Василия Красовского, служившего игуменом Осторожского монастыря св. Креста, которому поручил возродить Кирилловский монастырь. Отец Василий приложил все силы для того, чтобы вернуть Кирилловскому монастырю былую славу. Спустя некоторое время король Сигизмунд III вручил ему грамоты на владение всеми землями, которые когда-то принадлежали монастырю (леса Оболони, земли между Сырцом и Юрковцом).

При отце Василии выросло число монашеской братии, и для нее были выстроены деревянные кельи. Для того, чтобы увеличить доходы монастыря, под горой построили домики, которые сдавали внаем вольным людям.

Кирилловская церковь

Среди последователей отца Василия наиболее важную роль в деле возвышения Кирилловского монастыря сыграл игумен Софроний Жеребило-Лобужский, а также игумен Иннокентий Гизель (1650-652) - человек очень образованный, обучавшийся за границей на средства Киевского митрополита Петра Могилы. Среди управляющих монастырем был и Мелетий Дзик (1658-677 гг.), который перед назначением на пост игумена был ректором Киево-Могилянской коллегии. Игумен Мелетий пригласил в Кирилловскую обитель Даниила Туптало, который впоследствии стал известен как святитель Дмитрий Ростовский.

В период с 1681 по 1697 годы во главе монастыря стоял игумен Иннокентий Монастырский. В эти годы значительно увеличились монастырские земельные владения, также в подчинении Кирилловского монастыря оказался Ржищевский Преображенский монастырь со всеми его землями. Это было время наивысшего расцвета Кирилловского монастыря, только Киево-Печерская Лавра превосходила его славу.

Начало 18 века охарактеризовалось духовным упадком, который распространился по многим монастырям, не избежала этой участи и Кирилловская обитель. Алчность, жажда приобретения все больших земных благ настойчиво овладевала монастырской братией, идеалы духовного подвижничества и службы Богу меркли. К 18 веку Кирилловский монастырь пришел владельцем обширных земельных владений (112,5 десятин, 1 десятина равняется 1,45 га). Монастырю принадлежал огромный сенокос, а также водяные мельницы на реке Сырец. Кроме того, при монастыре работал собственный винокуренный завод, который вырабатывал около 1000 ведер водки в год.

Несмотря на безбедное и сытое существование, насельники монастыря продолжали территориальные притязания на мещанские земли, в результате чего, все чаще возникали жестокие стычки с жителями города. Результатом многочисленных распрей стало решение Магистрата от 1710 года, согласно которому сенокосы на Оболони и мельницы на Сырце были отторжены в пользу города.

В 17-18 веках Кирилловскую церковь подвергли небольшой перестройке, в результате чего она приобрела тот вид, в котором мы ее видим сейчас. В период 1748-1760 гг. под руководством архитектора Григоровича-Барского на территории монастыря выстроили каменные постройки из которых до современного времени дошли только части ограды в стиле барокко с угловой башенкой. В частности, была построена каменная колокольня с небольшой церквушкой на среднем этаже. Церковь была устроена на средства игумена Феофана Желтовского, и освящена именем Благовещения Пресвятой Богородицы.

В 1770 году в Киеве вспыхнула эпидемия смертоносной азиатской чумы, и монастырь решено было превратить в госпиталь. В это время в Кирилловском монастыре пребывало: 7 иеромонахов, 8 иеродиаконов, 10 монахов, 12 послушников, 10 наемных людей; кроме того, монастырь состоял из: шести келий, одной канцелярская изба, одной просвирни, хлебни и одной хаты для плотников и каменщиков. Настоятель обители архимандрит Кирилл всячески противился такому решению, доказывая, что монашеские кельи лишь усугубят опасность распространения болезни из-за своей неприспособленности к пребыванию больных. Но Священный Синод решил, что удачное загородное расположение делает Кирилловский монастырь наиболее подходящим местом для чумного госпиталя. Это было началом конца Кирилловской обители. Медики также высказали мнение, что Кирилловский монастырь является подходящим местом для устройства лазарета, и в 1786 году, указами от 10 апреля и 13 июля Киево-Кирилловский мужской монастырь был упразднен, а все постройки на его территории передавались в собственность Киевского Общественного Призрения.

Иконостас

Таким образом, начиная с 1786 года в бывшем Кирилловском монастыре открывается Инвалидный дом, в котором пребывают престарелые и увечные жители Киева, чаще всего, воинского звания. Свято-Троицкая церковь, которая находится на территории бывшего монастыря продолжает свою работу в качестве приходского храма, и постепенно она превращается в больничную церковь, услугами которой пользуются жители Инвалидного дома.

В 1803-1805 годах здесь возводятся каменные постройки для размещения Кирилловских богаделен, в числе которых были и помещения для душевнобольных, рассчитанные на 25 мест. После окончания строительства сюда переместили с Подола дом для умалишенных, в советское время переименованный в психиатрическую больницу им. Т.Г. Шевченко. В 1911 году дом для умалишенных представлял собой плачевное и ужасающее зрелище. Остро не хватало работников. На 100 больных приходился всего 1 врач, а всего больных было 600. Первый киевский психиатр С. Штейберг именно здесь работал с 1865 года.

После окончания войны 1812 года при Кирилловских богоугодных заведениях открылся Воспитательный дом для детей-сирот Отечественной войны, который функционировал до 1917 года.

В 1842 году в Кирилловских заведениях открылась небольшая фельдшерская школа, рассчитанная на 15 учащихся. При фельдшерской школе имелась библиотека. Позже школу преобразовали в первое на территории Украины среднее медицинское учебное заведение, Медицинское училище №1. В 1870 году на территории Кирилловских богаделен построили часовню в память чудесного спасения жизни императора Александра II 4 апреля 1866 года, после покушения на его жизнь.

В 1860 году, во время проведения реставрационных работ в Кирилловской церкви, рабочие, снимая старые слои штукатурки, обнаружили изображения, оказавшиеся древними фресками 12 века. Но лишь спустя 14 лет, в 1874 году Комитет Археологического Съезда принял решение о расчистке этих ценных фресок. К превеликому сожалению, рабочие, занимавшиеся расчисткой фресок действовали неумело и небрежно, из-за чего многие изображения были значительно повреждены. Но даже то, что удалось расчистить вызвало большой резонанс среди ценителей старины, и в ответ на ходатайство Общества ревнителей старины с разрешения императора Александра III в 1880 году реставрационные работы продолжились.

В течение 8 лет стены церкви освобождали от старой штукатурки, открывая росписи и поновляя их свежими масляными красками. Работы велись под руководством профессора А.В. Прахова, при участии преподавателей и учеников Рисовальной школы им. Мурашко, а также Михаила Врубеля. Наряду с поновлением росписей, в храме были установлены мраморные парапеты на хорах и мраморный иконостас, выполненный по эскизам А.Ф. Прахова.

Богоматерь, Врубель

Иконы для иконостаса написал М. Врубель в Венеции в 1885 году. Самое известное изображение Кирилловского иконостаса, пожалуй, - Богородица. Мадонна Врубеля очень отличается от канонических иконописных изображений. Увидев ее один раз, вы навсегда запомните лицо этой красивой молодой женщины, выражение её глаз, тревогу за судьбу малыша, которого она держит на коленях. Врубель работал и над фресками Кирилловской церкви. Если подняться на хоры (туда разрешен доступ), то можно увидеть одну из самых ярких и впечатляющих фресок, которые он выполнил в этом храме – Сошествие святого духа.

Само здание церкви довольно хорошо сохранилось с 12 века и перестройка его заключалась лишь в перекладке некоторых сводов, строительстве четырех куполов по бокам и величественного фронтона над входом. После окончания реставрации, 29 мая 1889 года Кирилловскую церковь вновь освятили.

Сейчас стены Кирилловской церкви украшают фрески 12 века, отдельные росписи 17 века и масляные фрески 19 века (в тех местах, где древние фрески вообще не сохранились). От первых фресок сегодня осталось около 800 квадратных метров живописи 12 века.

В 1929 году Совет народных Комиссаров УССР объявил территорию Кирилловского монастыря государственным заповедником. С тех пор богослужения в Кирилловской церкви прекратились. Все каменные сооружения на территории монастыря также планировалось сделать музеями, в частности, в колокольне хотели открыть музей архитектора Григоровича-Барского. Но все эти благие намерения оказались неосуществленными. В 1937 году монастырская ограда с башенками была разобрана на камни для строительных нужд, остался лишь небольшой участок с одной башенкой.

В период Великой Отечественной войны по некоторым данным в Кирилловской больнице проводились опыты над военнопленными. С 1941 по 1942 год, в период оккупации, богослужения в Кирилловской церкви возобновились, как и во многих церквях. Позже здесь был склад оптического стекла. А 24 августа 1963 года указом Совета Министров УССР Кирилловская церковь 12 века, а также башня и часть сохранившейся монастырской стены 18 века были объявлены памятниками архитектуры государственного значения. Сейчас Кирилловская церковь входит в состав государственного музея-заповедника София Киевская. В церкви проводятся концерты, она открыта для осмотра. По соседству с церковью и сейчас существует психиатрическая лечебница, которая располагается слева от храма (если стоять лицом к нему).

Даже если вы сами решите осмотреть Кирилловскую церковь – вам гарантированы сильные впечатления, конечно, при условии, что вы интересуетесь историей и цените древние памятники. Но лучше всего воспользоваться услугами экскурсовода – это можно сделать прямо на территории монастыря. Каждая фреска в храме имеет свою историю и свое значение, и лучше, чем специалист – этого не расскажет никто.

 

 

Историческая справка:

1140-1167 гг. – построен Кирилловский собор

1194 г. - на территории собора хоронят князя Святослава (герой Слова о полку Игореве)

1530 г. – очередное упоминание Кирилловского манастыря после длительного перерыва

1565 г. – все земельные угодья Кирилловского монастыря были переданы во владение Десятинной церкви

17 в. - возрождение и наивысший расцвет Кирилловского монастыря

1710 г. - духовный упадок монастыря, сенокосы на Оболони и мельницы на Сырце отторгаются в пользу города

1748-1760 гг. - под руководством архитектора Григоровича-Барского на территории монастыря выстроили каменные постройки

1786 г. - Киево-Кирилловский мужской монастырь был упразднен, а все постройки на его территории передавались в собственность Киевского Общественного Призрения

1803-1805 гг. – возведены каменные постройки для размещения Кирилловских богаделен

1812 г. – открылся Воспитательный дом для детей-сирот Отечественной войны

1842г. – в Кирилловских заведениях открылась небольшая фельдшерская школа, рассчитанная на 15 учащихся

1860 г. – во время проведения реставрационных работ в Кирилловской церкви, рабочие обнаружили древние фрески

1870 г. - на территории Кирилловских богаделен построили часовню в память чудесного спасения жизни императора Александра II

1874 г. – Комитет Археологического Съезда принял решение о расчистке фресок

1880 г. - М. Врубель написал иконы для иконостаса Кирилловской церкви

1889г. – Кирилловскую церковь вновь освятили

1929 г. – Совет народных Комиссаров УССР объявил территорию Кирилловского монастыря государственным заповедником

1937 г. - монастырская ограда с башенками постройки 18 века была разобрана на камни для нужд строительства

1963 г. – указом Совета Министров УССР Кирилловская церковь 12 века, а также башня и часть сохранившейся монастырской стены 18 века были объявлены памятниками архитектуры государственного значения

 

 

Авиабилеты дешево

buruki.ru - дешевые авиабилеты